Форум » ФЭН-ШУЙ » 5 движений - У СИН » Ответить

5 движений - У СИН

lancom2: 5 движений - У СИН Поневоле содержание этого раздела теории, впрочем, как и остальных, носит довольно абстрактный характер. Но, к сожалению, я не вижу иного способа показать природу Стихий. Если сделать это на конкретных примерах, то конкретные понятия обязательно будут накладывать свой индивидуальный отпечаток на такие универсальные и многоплановые понятия как Стихии. Если у вас, читатель, возникнут вопросы - пишите в конференцию, и мы обязательно их обсудим. А теперь ... Поставим мысленный эксперимент и рассмотрим какой-то произвольный объект, не уточняя его природы, массы, формы и всех прочих признаков. Что можно сказать о его взаимоотношениях с окружающим миром? Достаточно мало - он может воспринимать воздействие среды (других объектов) и сам оказывать на нее (на другие объекты) какое-то влияние. Продолжая содержание предыдущей главы, можно сказать, что восприятие внешнего влияния - это проявление Инь, а воздействие на внешний мир - это Ян. Верно? В каждом из этих двух направлений взаимодействия, в свою очередь, можно выделить иньский и янский аспекты. А именно, под влиянием внешнего воздействия наш объект может вести себя одним из двух способов: он может трансформироваться, изменяя свое внешнее или внутреннее состояние, т.е. проявлять иньское качество - пластичность, мягкость, восприимчивость; а может никак не реагировать на внешннее воздействие, проявляя определенную жесткость и твердость, т.е. чисто янское качество. Анализируя подобным образом возможные варианты влияния нашего объекта на внешний мир, можно выделить опять же два способа: он может вести себя пассивно, никак не проявляя себя, а это есть ни что иное, как проявление Инь; а может вести себя достаточно активно, вынуждая окружающий мир как-то реагировать на его действия, а это - чисто янское поведение. Обратите внимание на один очень важный момент - хотя речь идет о возможном ПОВЕДЕНИИ, на самом деле рассматриваются внутренне присущие качества самого объекта, т.е. его СТАТИЧЕСКИЕ, иньские, свойства. Для образного представления изложенного очень удобно использовать обычную прямоугольную систему координат: Вертикальная ось характеризует восприимчивость объекта - твердость/пластичность. Горизонтальная ось описывает свойство пассивность/активность. Точка пересечения осей представляет собой такое состояние объекта, когда он и не активен и не пассивен, не тверд, и не мягок, другими словами - состояние внутреннего равновесия. Напрашивается аналогия с математической системой координат, в которой точка пересечения осей представляет собой ноль. Этот нюанс нам понадобится чуть позже. Здесь я хочу вспомнить об элементах, которые хорошо известны в астрологической традиции: Земля, Вода, Огонь, Воздух и Пустота, и совершить смелый шаг их сопоставления с рассмотренными выше свойствами нашего объекта. Если отвлечься от формы, с которой ассоциируются эти термины и постараться выделить свойства, заключенные в них, то можно увидеть, что: Земля выражает свойство твердости Вода - свойство пластичности Огонь - свойство активности а Воздух - свойство пассивности Возникает вопрос - а какое свойство выражает элемент Пустота. На мой взгляд, не что иное, как то самое равновесное состояние, которое описывается математическим понятием ноль! То самое состояние, когда объект как бы не существует, взаимодействуя с окружающим миром с минимально достаточным уровнем проявления. В качестве основы для ваших, читатель, дальнейших размышлений, могу упомянуть о таких идеях, как деяние недеянием в буддизме, принцип минимального взаимодействия в Айкидо, или соотнесение технических приемов в Нин-дзютсу с одним из элементов, описывающих внутреннее состояние бойца. Может быть, несколько более сложным будет рассмотрение медитативного состояния, как состояния внутренней пустоты или тишины. Я даю только крохотные намеки на различные практики и техники, которые становятся, как мне кажется, гораздо понятнее, если взглянуть на них с рассматриваемой точки зрения. Но это было маленькое отвлечение в сторону. :-) Вернемся к нашей диаграмме и сделаем краткое резюме - Элементы представляют собой образные термины для описания внутренних (иньских) качеств объекта, его потенциальной возможности реагировать тем или иным образом. А чем же описываются внешние (янские) проявления взаимодействия? Конечно, Стихиями! Ассоциативное объяснение возникновения Стихий заключается в следующем: при взаимодействии двух произвольных объектов, обладающих, соответственно, качествами пластичности и активности возникает энергия Огня - активная и пластичная; энергия Дерева - активная и твердая; энергия Металла - жесткая и пассивная; энергия Воды - пассивная и пластичная. Энергия Земли является выражением уравновешенного взаимодействия между объектами и в нашей диаграмме помещается в центре - точке ноль. Остальные четыре энергии красиво размещаются на диагоналях. Практически все используемые термины не нужно понимать буквально. Опять же, это образы, назначение которых - выделить и обозначить то или иное существенное качество данного предмета или явления. Например, что такое энергия, обладающая качествами "твердости" и "активности" - это энергия роста, которая заставляет тонкий стебелек пробиваться через слой асфальта к солнцу. В зависимости от контекста ее можно назвать "настойчивостью", "жизнестойкостью", "усремленностью" и т.д. и т.п. Рассмотрение теории Стихий будет, конечно же, неполным без обсуждения законов их взаимодействия. Этих законов, по сути, всего два. Они хорошо известны, например, в технике - положительная и отрицательная обратные связи. Опять Инь и Ян! В теории Стихий эти два закона называются, как правило, Круг порождения и Круг повреждения. Круг порождения описывает взаимовлияние Стихий, при которой одна Стихия поддерживает, питает, укрепляет другую. На ассоциативном уровне эта связь обычно поясняется таким образом: Дерево рождает Огонь Огонь согревает Землю Земля рождает Металл Металл конденсирует Воду Вода питает Дерево и т.д. по кругу... Круг повреждения описывает противоположное взаимовлияние, при которой одна Стихия повреждает, тормозит, контролирует другую. На ассоциативном уровне пояснение следующее: Дерево разрушает корнями Землю Земля впитывает Воду Вода гасит Огонь Огонь плавит Металл Металл рубит Дерево и круг замыкается... Анализируя эти базовые законы, можно сделать следующие умозаключения: Стихия, которая питает другую, теряет при этом свою силу Стихия, которую питает другая, стремится к своему породителю Стихия, которая разрушает другую, опять же, теряет свою силу Стихия, которая разрушается другой, избегает своего разрушителя Эти законы и следствия используются при оценке силы или слабости Стихий, при выборе способов корректировки неблагоприятной ситуации, при анализе ситуации, описываемой гексаграммой из Книги Перемен.

Ответов - 0



полная версия страницы