Форум » ЙОГАТЕРАПИЯ И АЮРВЕДА » Аюрведа. » Ответить

Аюрведа.

lancom2: Аюрведа. Аюрведа – это часть Вед, древних текстов, возраст которых, по мнению ученых, от 3,5 до 6 тысяч лет. Само слово Аюрведа происходит от двух санскритских корней – «аюр» – «жизнь» или, более правильно – «естественная жизнь» и «веда» - «знание» или «наука». Получается – «наука о естественной жизни». Один из принципов Ведического знания (на санскрите - “деша - кала - патра”) - “место - время - обстоятельство”. То есть знания, использованные с учетом этих категорий, будут «работать» и приносить пользу независимо от страны и эпохи. Основоположники различных медицинских школ умело адаптировали Аюрведу к современным для них условиям: Гиппократ - для Греции, Авиценна - для арабского мира. И, несмотря на то, что наука эта пришла из древней Индии, при разумном подходе она не теряет своей актуальности и в России. В чем при желании можно убедиться на собственном опыте. Аюрведа - медицина более древняя, чем современная, она дольше проверена временем и более авторитетна. Отличия в подходах и методах аюрведической медицины и современной западной вкратце таковы: Аюрведа предполагает целостность человека с окружающим миром и целостность самого человека - его психики и тела, всех его систем и органов. Справедливости ради, отметим, что приверженцы современной западной медицины сегодня тоже заговорили о холистическом подходе к пациенту. То же можно сказать и о психосоматическом подходе, учитывающем влияние на физическое состояние человека его сознания, его эмоционального мира. Наконец, один из главных принципов Аюрведы – индивидуальный подход к пациенту, учёт его конституциональных особенностей, определяющих питание, профилактику и способы лечения заболеваний. Диагностические методы аюрведической медицины более ранние и просты. Например, диагностика по пульсу, по кожным покровам, по глазам, ушным раковинам, языку. Также для диагностики составляется карта рождения пациента. Одним из самых важных условий здоровья Аюрведа считает правильное питание. В лечении используются природные средства - растения, минералы, фито-, арома-, диетотерапия. Согласно Аюрведе, корень большинства болезней – в психоэмоциональной сфере. Эмоциональные проблемы – одна из первопричин страданий тела. Посему прежде тела лечить нужно ум. Негативные эмоции вызывают нарушения в нейроэндокринной системе, регулирующей деятельность организма. Классическим примером является гипертония. А то, что язва желудка - результат нервного напряжения, уже не надо никому доказывать. Болезни печени связаны с такой эмоцией, как гнев, желчного пузыря - с ненавистью, кишечника - с приступами паники, нервозностью, желудок страдает от частого волнения, на почки губительно действует страх, на дыхательную систему - печаль, скорбь, на сердечно-сосудистую - обидчивость, склонность к созданию конфликтных ситуаций. Для того чтобы бороться с эмоциональными проблемами, Аюрведа советует пойти одним из трех путей: путем философии, когда человек, изучая науки, познает истину (гьяна-йога), путем контроля над своими чувствами и умом (аштанга-йога) и, наконец, путем любви, которым идет большинство духовных традиций (бхакти-йога). Говоря о питании, необходимо остановиться на понятии «раса», что в переводе с санскрита значит «вкус». Аюрведа выделяет 6 вкусов: 4 классических - сладкий, кислый, соленый, горький и 2 дополнительных - острый и вяжущий. Каждый из вкусов соотносится с определенным эмоциональным состоянием человека, может влиять как положительно, так и отрицательно, скажем при злоупотреблении или неграмотном использовании. Сладкий вкус дает такие эмоции, как удовлетворение, радость, но при чрезмерном употреблении может проявляться склонность к лени, нежелание решать проблемы; соленый вызывает склонность испытывать наслаждения, при избыточном употреблении соленого человек будет склонен к гедонизму; кислый вкус стимулирует всякого рода деятельность, но при злоупотреблении дает такие эмоции, как зависть, обида; горький - тонизирует, дает чувство легкой неудовлетворенности, стимулирующей к действию, но обратная сторона - чувство огорчения; острый при злоупотреблении может вызывать такие эмоции, как гнев; вяжущий вкус - страх. В зависимости от нашего эмоционального состояния у нас возникает желание употреблять те или иные вкусы, питаться тем или иным образом. Можно индивидуально определить, какие вкусы тому или иному человеку полезны, а какие – не очень. В Аюрведе рассматриваются три типа психофизиологической конституции человека. Для каждого из них разрабатывается своя система питания. В чистом виде эти типы встречаются редко. Конституция определяется по большей части телосложением и психоэмоциональными проявлениями. Выделяются два крайних полюса: люди, склонные к худобе, и люди, склонные к полноте. Первые на санскрите называются «вата» (ветер), вторые – «капха» (слизь). Промежуточный тип именуется «питта» (желчь). Кстати, эта терминология была использована Гиппократом, когда он создавал своё учение о темпераментах - холериках, флегматиках и т.д. Каждый тип имеет предрасположенность к развитию определенных положительных и отрицательных качеств, склонность к разным эмоциям. Например, люди вата - типа склонны испытывать страх, нервозность, но при этом обычно полны энтузиазма. Им нужно ограничивать горький, вяжущий и острый вкусы и больше включать в рацион кислое, соленое и сладкое. Представители питта - типа чаще испытывают гнев, ненависть, ревность, но при этом одна из их положительных черт - трудолюбие. Им нужно ограничивать острый, кислый и соленый вкусы. Это не значит, что нужно отказываться от каких-то продуктов, просто нужно стараться сделать рацион питания сбалансированным во вкусовом соотношении. Капха - тип более предрасположен к развитию лени, жадности и зависти, но при этом способен на сильную любовь и преданность. Людям этого типа желательно употреблять острый, горький и вяжущий вкусы, не увлекаясь сладким, кислым и солёным. Каждый тип больше склонен к возникновению конкретных заболеваний. Например, вата - к нервным расстройствам, болезням костно-суставного аппарата, питта - к заболеваниям тонкого кишечника, печени, желчного пузыря, капха - к заболеваниям легких. Если питание усиливает проявления данной конституции, то появляется предрасположенность к заболеваниям. Каким образом можно предупреждать болезни? Во-первых, улучшая эмоциональный фон. Во-вторых, посредством правильного режима дня и питания. В-третьих, используя фиторецептуры, укрепляющие иммунную систему, нормализующие деятельность нейроэндокринной, пищеварительной и других систем организма. Считается, что в утреннее время наиболее предпочтительны продукты, несущие больше сладкого вкуса. Это молочные продукты, обработанные овощи, фрукты, мёд. Неблагоприятно сказывается утром употребление бобовых и большинства зерновых продуктов, т.к. они начинают перевариваться не раньше 10 часов. Исключение составляет гречка. Учитывая местные особенности, завтрак должен приходиться на время с 7 до 8.30. Утром полезно поесть немного сладкого, но позже сладкое есть чаще всего вредно. Наиболее плотный прием пищи - обед - должен приходиться на полдень, с 12 до 13.30, когда намечается наибольшая активность пищеварительной системы. Рекомендуется употреблять тяжелую пищу - бобовые, зерновые культуры. Также можно кисломолочные, овощи, орехи, зелень. Но нежелательно употребление сладкого. Ужин лучше делать ранним, в идеале с 18 до 19.30. Употребление тяжелых продуктов вечером может способствовать камнеобразованию в организме и другим патологиям. Лучше, если он будет состоять из кисломолочных продуктов, тушёных овощей. От сладкого в это время старайтесь отказываться. Непосредственно перед сном на ночь можно употреблять только горячее молоко, добавляя в него немного мёда, щепотку мускатного ореха или кардамона. Какой человек может считаться здоровым с точки зрения Аюрведы? Наше понимание здоровья совпадает с толкованием его современной медициной. По определению ВОЗ (Всемирной организацией здравоохранения) здоровье - это состояние физического, психического, социального и духовного благополучия, а не просто отсутствие болезней. Аюрведа также считает, что, если при физическом здоровье у человека есть социальные, психические или духовные проблемы - он не здоров. Нездоров человек, плохо адаптирующийся в обществе, тот, кто не умеет справляться со своими эмоциями, кто не может ответить себе на вопрос: “Для чего я живу?” Каким должен быть врач, согласно Аюрведе. Он должен, как указывают древние каноны, “досконально изучить предмет медицины во всей его полноте, иметь практический опыт, быть чистым телом, умом, помыслами и речью”. Врач не должен употреблять нечистую пищу, алкоголь, табак, не должен сквернословить, ругаться, даже мысленно желать кому-либо зла, не должен вообще иметь никаких грязных мыслей. Только такой человек достоин носить звание врача. К сожалению, медицина сегодня не может похвастаться большим количеством врачей, которые собственным примером вдохновляли бы своих пациентов и показывали, какой образ жизни нужно вести. Несомненно, врачу необходимо быть благополучным и в физическом, и в социальном, и в психическом, и в духовном плане - прежде, чем другим, нужно помочь самому себе. У врача должны быть хорошие взаимоотношения на работе - с пациентами и в профессиональном содружестве и дома, в семье. Это социальное благополучие. Психическое же благополучие подразумевает эмоциональную уравновешенность врача. Духовное благополучие заключается в том, что врач постигает не только практику медицины, но и ее философию. Вообще слово “врач” происходит от древнерусского «врать», это тогда означало «говорить». Это специалист, который не только лечит, но и говорит, учит своего пациента. Врач - учитель. Его задача - наставить пациента на тот путь, который необходим ему для избавления от проблем, чтобы дальше человек сам пошел по этому пути. Аюрведа как в лечении, так и в профилактике заболеваний опирается, прежде всего, на образ жизни пациента. Пища должна соответствовать индивидуальным особенностям каждого, его возрасту и состоянию здоровья. Очень важен и режим дня, в частности - время обеда или ужина. Для регуляции психоэмоционального состояния нужна «терапия ума», о трех путях которой уже говорилось выше. Человек должен заниматься своим духовным самоосознанием, регулируя тем самым свое эмоциональное состояние. Людям следует понять: здоровье зависит только от них самих. Аюрведа ни в коем случае не панацея, она лишь указатель пути. Аюрведический врач может рассказать, как правильно питаться, какой режим дня вести, как регулировать эмоциональное состояние, какие фитосборы принимать для лечения, остальное - дело самого человека. Если он будет выполнять только то, что нравится, успеха он не добьется или добьется наполовину. Поэтому, в конечном счете, ответственность всегда лежит на самом человеке.

Ответов - 1

lancom2: Cлово «аюс» переводится с санскрита как жизнь, а «веда» переводится как знание. Другими словами, аюр-веда - это наука о жизни. В область её изучения гармонично входят: как грубое и тонкое тело человека, так и душа. Все эти термины являются предметом пристального изучения аюрведы. Если сказать коротко, то тонкое тело человека состоит из жизненной энергии (праны), ума, разума, ложного эго. Душа же обладает духовной природой, находящейся за пределами материальных представлений. Аюрведа это дисциплина, широко и углубленно изучающая предмет здоровья человека. Понимание здоровья в аюрведе не имеет ничего общего с общепринятыми представлениями современной медицинской науки, которая по большей части занимается лечением наших телесных и психических недугов. Аюрведа считает, что истинное здоровье обретает лишь тот, кто посвящает свою жизнь духовному самосовершенствованию. Будучи практичной и мудрой наукой, аюрведа дает нам возможность постигать свою духовную природу постепенно. Поэтому сначала она раскрывает перед нами знание о том, как вылечить и правильно использовать грубое и тонкое тело. Однако для достижения истинного здоровья, понимание строения грубого и тонкого тел человека является лишь предварительной ступенью. Настоящее здоровье и счастье обретается, когда мы начнем жить и действовать на духовной платформе. Другими словами, как грубое, так и тонкое тело человека предназначены для того, чтобы душа научилась ими правильно пользоваться, и, самосовершенствуясь, обрела высшее духовное счастье. Таким образом, ayurveda - это дисциплина, которая, несмотря на свою медицинскую направленность, всё же тесно связана с духовной практикой. Аюрведа рассматривает нас с Вами как бессмертные личности, которые не имеют ничего общего с материальным умом и телом. Общепринято под личностью понимать индивидуальное сочетание физических и психических функций человека. В отличие от современных взглядов аюрведа не отождествляет гармоничный комплекс разума, ума и тела с этим термином «личность». Древние аюрведические тексты утверждают что «Я» - это бессмертное явление, которое не болеет и не стареет и находится за пределами грубого тела и тонкого ума. Для существования в материальном мире душа пользуется материальным телом, которое подвержено разрушению. С помощью ума, устойчивого к влиянию времени, душа управляет грубым телом. Тонкое тело не умирает вместе с грубым, а напротив следует вместе с душой в новое воплощение. Хоть тонкое тело не подвержено старению, всё же под влиянием времени в тонком теле постоянно копится груз всех наших поступков, что естественным образом создаёт хорошую или плохую судьбу. Поэтому неразумное использование грубого и тонкого тел приводят человека к болезням и страданиям. Согласно аюрведе и тонкое, и грубое тела даны нашему духовному «я» для того, чтобы найти способы правильного, счастливого существования. Так, пользуясь проверенным многими мудрецами знанием, практикуя чистую жизнь, мы, идя путем указанным аюрведой, в конечном счете, должны достичь совершенства жизни. Большинство из книг, уже написанных по ayurveda в западном мире, представляют ее как комплекс мероприятий, направленных на устранение болезней грубого тела. Современные книги об аюрведе обычно лишь вкратце описывают деятельность ума, разума и чувств и ещё меньше говорят о душе. Однако исторические факты древних аюрведических свидетельств говорят об обратном. Аюрведическое знание было дано человечеству для того, чтобы каждый из нас, достигнув физического и психического здоровья, в конечном счете, смог бы обрести духовное просветление. К сожалению, неверный подход к изучению этого древнего знания привел большинство людей к мнению, что главное в аюрведической науке - это очистительные процедуры, способы омоложения и правильное питание. Однако, по сути, это всего лишь рядовые разделы аюрведы, которые, подготавливая нас к духовной жизни, призваны помочь человеку лишь в какой-то степени очистить своё сознание. На самом деле изучение природы ума и разума и правильное применение их в достижении здоровой и счастливой жизни является более важными аспектами древнего аюрведического знания. Современная наука считает, что загрязненная окружающая среда, ошибки в поведении человека и его неправильное отношение к своему телу являются причиной всех болезней. В какой-то степени это так. Однако согласно аюрведе основной причиной всех болезней и страданий является отсутствие верного понимания своей вечной духовной природы. Если, работая над собой, человек открывает знание о своей вечной, нетленной природе, то он немедленно обретет высшее счастье. Само собой, что в этом случае, он обретает способность вести себя в этом мире правильно, и ему становятся свойственны верное отношение как грубому, так и к тонкому телу. Таким образом, обретая счастливую жизнь, мы само собой получаем и хорошее здоровье. Веды считают, что, только идя по пути духовной практики можно достигнуть счастья и здоровья.



полная версия страницы