Форум » ТРАНСЕРФИНГ, ТРАНСФОРМИНГ » НЛП » Ответить

НЛП

lancom2: Введение в НЛП Карты и фильтры Карта не является той территорией, которую она описывает. Человек обращает внимание на те аспекты мира, которые его привлекают, и игнорирует другие. Мир всегда богаче, чем те идеи, которыми мы обладаем относительно его. Фильтры, которые мы накладываем на наше восприятие, определяют мир, в котором мы живем. У нас есть множество естественных, полезных и необходимых фильтров. Язык - это фильтр. Это карта наших мыслей и переживаний, отделенная от реального мира. Задумайтесь на мгновение, что означает для вас слово "красота". Несомненно, у вас есть воспоминания и переживания, внутренние картинки, звуки и ощущения, которые позволяют вам понять это слово. В равной степени кто-нибудь другой будет иметь отличающиеся от ваших воспоминания и переживания и будет думать об этом слове другим способом. Кто из вас прав? Оба правы, и каждый в пределах своей собственной реальности. Слово - это не переживание, которое оно описывает, и, тем не менее, люди будут бороться, а иногда даже умирать, веря в то, что географическая карта это и есть территория. Наши убеждения тоже действуют как фильтры, вынуждая нас поступать определенным образом и обращать внимание на одни вещи в ущерб другим. НЛП предлагает некоторый способ думать о самих себе и об окружающем мире, оно само является фильтром. Чтобы применять НЛП, вы не обязаны изменять свои убеждения или ценности, вам просто нужно быть любопытным и готовым к эксперименту. НЛП не претендует на роль объективной истины. Это модель, и считается, что модели должны быть полезными. В НЛП существует несколько основных идей, которые являются весьма полезными. Мы предлагаем вам начать вести себя так, как если бы эти идеи были верными, и заметить те изменения, которые возникнут в результате этих предположений. Изменяя свои фильтры, вы сможете изменить свой мир. Некоторые основные фильтры НЛП называются поведенческими рамками. Они представляют собой способ понимания того, как мы действуем. Первая рамка - ориентация на результат, а не на проблемы. Это означает, что вы ищете то, к чему стремитесь, находите необходимые решения и используете их для продвижения к своей цели. Ориентацию на проблемы обычно называют "рамкой обвинения". Заключается она в тщательном анализе причин того, что что-то идет не так, как нужно. Это означает вопросы типа: "Почему у меня возникла эта проблема? Как это меня ограничивает? Чья это ошибка?" Такого рода вопросы редко приводят к чему-либо полезному. Постановка таких вопросов заставит вас чувствовать себя еще хуже, и никак не продвинет вас к решению проблемы. ПОЧЕМУ? Вторая рамка заключается в том, чтобы задавать вопрос "как?", а не "почему?". Вопрос "как?" приведет вас к пониманию структуры проблемы. Вопрос "почему?", вероятнее всего, поможет найти оправдывающие обстоятельства и причины, ничего не изменяя. КАК? Третья рамка - это обратная связь вместо неудачи. Не существует такой вещи, как неудача, существуют результаты. Они могут быть использованы в качестве обратной связи, корректировки, прекрасной возможности заметить то, чему вы раньше не придавали значения. Неудача - это всего лишь способ описания результата, к которому вы стремились. Вы можете использовать полученные результаты для того, чтобы скорректировать направление приложения своих усилий. Обратная связь удерживает цель в поле вашего зрения. Неудача - это тупик. Два очень похожих слова, и все же они представляют два совершенно различных способа мышления. Четвертая рамка заключается в том, чтобы рассматривать возможность, а не необходимость. И снова это лишь изменение точки зрения. Сосредоточьтесь на том, что вы можете сделать, на имеющихся возможностях, а не на ограничивающих вас обстоятельствах. Зачастую барьеры оказываются не столь неприступными, как казалось вначале. Еще одна полезная идея заключается в том, что все мы имеем или можем создать внутренние ресурсы, необходимые нам для достижения наших целей. Вы с большей вероятностью добьетесь успеха, если будете действовать в предположении как будто это верно, нежели предполагая обратное. Научение, переучивание и забывание Мы способны сознательно уловить лишь очень небольшую часть из того объема информации, который мир предлагает нам, неосознанно мы реагируем и замечаем значительно больше, чем осознаем. Наше сознание весьма ограничено и оказывается способным сохранять следы максимум семи переменных (или кусков информации) в любой момент времени. Наше сознание ограничено семью, плюс-минус два, кусками информации либо из внутреннего мира наших мыслей, либо из внешнего мира. Напротив, наше подсознание - это все жизнеобеспечивающие процессы нашего организма, все то, чему мы уже научились, наш прошлый опыт и все то, что мы могли бы заметить, но не замечаем в настоящий момент. Подсознание является значительно более осведомленным, чем сознание. Идея постижения бесконечно сложного мира с помощью сознательного разума, который может охватить лишь около семи единиц информации, является, очевидно, смехотворной. Понятия "сознательного" и "неосознаваемого" являются центральными для рассматриваемой модели того, как мы учимся. В НЛП нечто считается сознательным, если это в настоящий момент осознается, как, например, это предложение прямо сейчас. Неосознанным считается то, что в настоящий момент не осознается. Окружающие звуки, которые вы можете слышать, были, вероятно, неосознанными до тех пор, пока вы не прочитали это предложение. Воспоминание о том, как вы в первый раз увидели снег, почти наверняка находится вне вашего сознания. Если вы когда-нибудь помогали ребенку учиться кататься на велосипеде, то вы поймете, насколько неосознанным стало это умение в вас самих. Мы живем в культуре, которая поддерживает убеждение о том, что большую часть того, что мы делаем, мы делаем сознательно. И, тем не менее, большую часть из того, что мы делаем, - и то, что мы делаем наилучшим образом, мы делаем неосознанно. Традиционной точкой зрения является то, что обучение любому навыку содержит в себе четыре стадии. Первая - неосознанное незнание. Вы не только не знаете, как сделать что-то, но вы также не знаете, что вы этого не знаете. Если вы никогда не управляли машиной, вы понятия не имеете о том, на что это похоже. Итак, вы начали учиться водить машину. Вскоре вы обнаруживаете свои ограничения. Вы выполняете задания инструктора и сознательно следите за всеми рычагами, рулем управления, координируете нажатие на педаль сцепления и слежение за дорогой. Это захватывает все ваше внимание, вы еще некомпетентны и придерживаетесь улиц с неоживленным движением. Это стадия осознанного незнания (некомпетентности), когда вы разламываете шестеренки коробки передач, виляете из стороны в сторону и наводите ужас на велосипедистов. И хотя эта стадия является беспокойной (в особенности для велосипедистов), именно в это время вы усваиваете большую часть необходимого. Это приводит вас на стадию осознанного знания (компетентности). Вы можете управлять машиной, но вы концентрируете на этом все свое внимание. Вы освоили умение, но еще не овладели мастерством. И, наконец, целью ваших усилий является неосознанное знание. Все те отдельные навыки, которые вы с таким усердием осваивали, плавно сливаются в одно целое. Теперь во время вождения вы можете слушать радио, наслаждаться пейзажем, поддерживать беседу. Ваше сознание определило цель и предоставило возможность подсознанию выполнять поставленную задачу, освободив ваше внимание для других целей. Если вы будете практиковать что-то достаточно долго, то вы достигнете этой четвертой стадии, то есть сформируете привычку. В этот момент умение становится неосознаваемым. Однако некоторые привычки могут оказаться не самыми эффективными для решения новой задачи. Наши фильтры могут не пропустить какую-нибудь важную часть информации, которая окажется существенной для включения необходимой привычки. Предположим, вы сносно играете в теннис и хотите совершенствоваться. Тренер, вероятно, будет наблюдать вашу игру, затем начнет изменять такие вещи, как движения ваших ног, вашу манеру держать ракетку и наносить ею удар. Другими словами, он возьмет то, что для вас являлось целым куском поведения, - плоский удар справа, - разобьет его на несколько составных частей и затем перестроит их так, чтобы ваш плоский удар справа стал более совершенным. Вы вернетесь назад по стадиям наущения к осознанному незнанию, и вам необходимо будет разучиться, прежде чем научиться заново. Единственная причина поступать, таким образом, заключается в том, чтобы встроить в ваше поведение новые привычки, расширяющие ваши возможности выбора того способа поведения, который окажется наиболее эффективным при решении данной конкретной задачи. То же самое происходит при обучении НЛП. У вас уже есть умения общаться и учиться. НЛП предлагает рафинировать ваши умения и дает вам больше выборов и больше гибкости в их использовании. Выделяют четыре стадии научения: 1. Неосознанное незнание 2. Осознанное незнание 3. Осознанное знание 4. Неосознанное знание Процесс забывания - это переход от п. 4 к п. 2. Процесс переучивания - это переход от п. 2 обратно к п. 4, но уже с большим количеством выборов. Мы исследуем различные модели научения чуть позже.

Ответов - 3

lancom2: Уровни, стили и типы общения. Общение можно рассматривать на различных уровнях. Все зависит от того, что берется за основу. Именно поэтому есть немало классификаций уровней общения. Уже известный подход к общение Б. ломовые, который выделяет следующие уровни: • макроуровень (человек общается с другими людьми согласно традиций, обычаев, общественных отношений, что сложились); • мезауровень (общение происходит в рамках содержательной темы); • микроуровень (это акт контакта: вопрос - ответ). Каждый из перечисленных уровней может проявляться в различных ситуациях и в разных сферах: деловой, межличностные, ролевой т.д. В частности, одно дело, когда партнеры выступают как равноправные участники общения, и совсем другое, если один из них чувствует определенную зависимость, а особенно, если начинает проявляться неравноправность в форме давления, агрессии, запугивание и т. п. Американский психотерапевт и теоретик психоаналитического направления Э. Берн выделяет следующие уровни общения, или способы структурирования времени: ритуалы (нормы общения), провождения времени (развлечения), игры, близость и деятельность. Каждый из этих уровней имеет свои средства общения. Анализируя особенности диалога, А. Добрович предлагает выделить семь уровней общения: конвенциональный, примитивный, манипуляционно-эффективный, стандартизированный, игровой, деловой и духовный. Каждый из указанных уровней автор рассматривает в контексте четырех фаз поведения индивида: первая фаза - направленность на партнера; вторая - психическое отражение партнера; третья - информирование партнера; четвертая - отключение от партнера, если побудительные мотивы с ним исчезли, или возврат ко второй фазы, если они сохранились. Учитывая то обстоятельство, что партнеры действуют в контакте, первую фазу коммуникативного акта ученый называет взаимной направленностью, вторую - взаимным отображением , третью - взаимным информированием, четвертую - взаимным отключением. Конвенциональный уровень характеризуется тем, что человек или испытывает потребность в контакте и в ней возникает установка на внешнюю коммуникацию, которая усугубляется тем, что есть реальный партнер, или такой потребности человек не чувствует, но поскольку к ней обратились, она побуждает себя переключиться на того, кто к ней обратился. По условие контакта индивидом заранее принимается тот факт, что он будет то слушателем, то некоторым, ведь стимулируя кого-то к разговору, следует обеспечить ему равноправные возможности в общении. При этом важно уловить актуальную роль партнера, а также собственную актуальную роль его глазами. Другими словами, нужно установить, какие ролевые ожидания партнеров друг к другу. Однако каждый из партнеров имеет право подтвердить или не подтвердить эти ожидания. Итак, взаимное информирование может приобретать вид конфронтации или конгруенции (взаимного согласия). Если участники выбирают конфронтацию, то общение постепенно угасает, оставляя за партнерами право на собственное мнение. Если же они выбирают путь конгруенции, т.е. подтверждают взаимные ролевые ожидания, то это обязательно приводит к растущему раскрытия своего «ролевого веера» (набор психологических ролей, которые выполняет человек при взаимодействии с другим человеком) каждым из партнеров. Однако, завершая разговор, каждый из партнеров заботится о том, чтобы не навязывать свою персону другому. Конечно, контакт на конвенциональному уровне требует от партнеров высокой культуры общения и его можно считать оптимальным для решения личных и межличностных проблем. Реальная практика общения дает уровне, которые располагаются выше и ниже конвенционального уровня. Самый низкий уровень общения А. Добрович называет примитивным, а между примитивным и конвенциональним уровнями есть еще два: манипулятивных и стандартизирован. Характеристику человека, которая опускается до примитивного уровня, можно обозначить следующим образом: для нее собеседник является не партнером, а нужным или ненужным предметом, из этого следует, что актуальная роль партнера субъект не улавливается. Поэтому в ход запускаются шаблоны восприятия, с помощью которых можно описать данный «предмет», например, большой он или маленький, какой у него одежду, возраст и т.д. Эти внешние признаки чрезвычайно важны, ведь если, к примеру, собеседник маленький, с ним можно не церемониться, а уверенно занимать позицию «сверху». То есть субъект выражает свою симпатию тому, кто нравится, и не симпатизирует тому, кто не нравится. Конечно, если в ходе обмена информацией имела место конфронтация, то со слабым собеседником субъект заканчивает контакт сварка и насмешками , а с сильным - извинениями и угрозами (угрозы делаются тогда, когда партнер отошел на опасное расстояние. В случае конгруенции субъект получил требуемое от собеседника и не скрывает своей скуки. Субъект, который избирает манипулятивных уровень общения, по своим подходам к другому партнеру близок к примитивного участника диалога, а по своим исполнительских возможностями приближается к конвенционального уровня общения. Общая характеристика манипулятора имеет следующий вид: для него партнер - соперник в игре, которую обязательно необходимо выиграть. При этом выигрыш означает выгоду: если не материальную или жизненную, то хотя бы психологическую. Стандартизированный уровень очень отличается от примитивного и манипулятивного уровней общения, но «не дотягивает» до конвенционального по той причине, что настоящей ролевой взаимодействия на этом уровне не происходит. Само название уровня говорит о том, что общение здесь происходит по определенным стандартам, а не по взаимному улавливания партнерами актуальных ролей друг друга. Иными словами, речь идет о «контакт масок»: «маска нуля» (я вас не трогает - вы меня не трогайте), «маска тигра» (маска агрессивности), «маска зайца» (чтобы не навлечь на себя гнев или насмешек других) и др. Игровой уровень общения расположен «над» конвенциональным. Он наделен полнотой и человечностью последнего, но превосходит его глубиной содержания и богатством оттенков. На этот уровень люди выходят лишь с теми, которых хотя бы немного знают и к которым есть определенное чувство - если не взаимное, то такое, что не омрачена разочарованиями. В фазе направленности на партнера заранее есть живой интерес к личностных особенностей собеседника, к его «ролевого веера», проникнутый симпатией к человеку. В фазе отражение партнера происходит обостренное восприятие его «ролевого веера». В фазе информирования партнера субъект пытается быть интересным своему партнеру, а потому он самопроизвольно «играет», чтобы «иметь интересный вид». «Решетки» можно по-разному: радостно воспринимать суждения собеседника, не разрушать контакта (такова конгруенция) или же пойти на конфронтацию с партнером, ущипнуть его, заставить разозлится, удивиться и др. По внешним признакам «игра» - конфронтация похожа на манипуляцию, однако ощущения, которые субъект имеет к партнеру, существенно отличаются: манипулятор равнодушен или нелюбезный к другому, выигрыш и самоутверждения для него самоцелью, огорчение партнера его только радует, а « игрок »строит контакт на неравнодушию др собеседника. На четвертой фазе - взаимного исключения - партнерам все ясно без слов, то есть здесь не требуется обоюдного выполнения прощальный ритуалов. Как правило, в общении на игровом уровне партнеры «загрузкой один в одном», в их контакте возникает «второй план» - то, что чувствуется, но не называется словами. Деловой уровень предусматривает не обычные деловые контакты, а вид человеческих занятий. Поэтому реальные деловые контакты совсем не обязательно происходящие на этом уровне, они нередко имеют форму общения на манипулятивного или стандартизированного уровне. Особенности собственно делового общения четко прослеживаются во время анализа фаз контакта. Первая фаза (направленность на партнера) характеризуется тем, что у собеседника партнер вызывает особый интерес как участник совместной деятельности, как человек, который может помочь. Вторая фаза (взаемного отображения) показывает чуткость партнеров друг к другу, заостренность восприятия с обеих сторон умственной и деловой активности собеседников, их привлечение к решению общей проблемы. Именно в таких условиях люди перестают думать о том, какой вид они имеют и свои индивидуальные роли раскрывают, главное - дело. Это является важным и на третьей фазе - взаимного информирования. Четвертая фаза характеризуется внешней сухость, за которой чувствуется внутренняя теплота. В целом, общаясь на деловом уровне, люди выносят из контактов не только определенные «плоды» совместной деятельности, но и устойчивые чувство доверия, взаимной привязанности. И если общение на игровом уровне преимущественно праздничное, то на деловом уровне оно намного серьезнее, глубже и одновременно отличается будничность. Духовный уровень считается самым высоким уровнем человеческого общения, ведь на этом уровне партнер воспринимается как носитель духовного начала, которое пробуждает высокие чувства: от дружбы к возможности приблизиться к наивысших ценностей человечества. При этом духовность обеспечивается не подбором тем для разговора, а глубиной диалогической проникновение людей в помыслы друг друга, т.е. беседа на обыденную тему может быть более духовным, чем разговор о литературе. В целом, подводя итог анализа уровней, следует подчеркнуть, что в реальной взаимодействия общение происходит не на одном уровне или перепрыгивает с одного на другой. Индивидуальность человека в отношениях с другими людьми определяет ее стиль общения, под которым принято понимать систему принципов, норм, методов, приемов взаимодействия и поведения индивида. Наиболее ярко стиль общения проявляется в деловой и профессиональной сфере, в отношениях между деловыми партнерами или между руководителем и подчиненным. Именно поэтому проблема стиля лучше исследована в сфере лидерства - руководства. Известной является классификация К. Левина, который выделил три стили лидерства (руководства): • авторитарный (жесткие способы управления, определение всей стратегии деятельности группы, прекращение инициативы и обсуждения принимаемых решений, единоличное принятие решения и т. п.); • демократичный (коллегиальность, поощрение инициативы); • либеральный (отказ от управления, устранение от руководства). Согласно указанных стилей лидерства - руководства описываются и стили общения. Согласно авторитарным стилем лидер все решения принимает единолично, отдает приказы, делает указания. Он всегда точно определяет «границы компетентности» каждого, то есть жестко определяет рангах партнеров и подчиненных. По авторитарного стиля общения решения, принятые на верхних этажах иерархии, поступают вниз в виде директив (именно поэтому этот стиль часто называют директивных). При этом лидер (руководитель) не любит, чтобы директивы подлежали обсуждению: их, по его мнению, принадлежит неоспоримо выполнять. За лидером остается также в роли прерогативы контроль и оценка эффективности деятельности. У руководителей (лидеров) с таким стилем общения, как правило, наблюдается завышенная самооценка, самоуверенность, агрессивность, склонность к стереотипов в общении, черно-белое восприятие подчиненных и их действий. Люди с авторитарным стилем взаимодействия имеют догматические мышления, при котором только один ответ правильный (в основном это - мнение руководителя), а все другие ошибочные. Итак, дискутировать с таким человеком, обсуждать принятые ею решения - это пустая трата времени, ведь инициатива других таким человеком не поощряется. Что касается демократического стиля общения, то для него свойственны коллегиальное принятие решений, поощрение активности участников коммуникативного процесса, широкая информированность всех, кто участвует в дискуссии о решаемая проблема, о выполнении намечены задач и целей. Все это способствует тому, что каждый из участников общения добровольно берет на себя ответственность за выполнение задания и осознает его значимость в достижении общей цели. При этом участники обсуждения проблемы, в условиях демократического стиля взаимодействия, - это не только исполнители чужих решений, а люди, которые имеют свои ценности и интересы, проявляют собственную инициативу. Именно поэтому названный стиль способствует росту инициативности собеседников, количества творческих нестандартных решений, улучшению морально-психологического климата в группе. Таким образом, если для авторитарного стиля общения свойственным является выделение своего «Я», то лидер-демократ учитывает во взаимодействии с другими их индивидуально-психологические свойства, изучает их потребности, интересы, причины спада или рост активности на работе, определяет средства воздействия и т.д., т.е. актуализирует «Мы» в налаживании социальных и деловых контактов. По либерального стиля общения характерной является незначительная активность руководителя, который может и не быть лидером. Такой человек проблемы обсуждает формально, подвергается различным влияниям, не проявляет инициативы в совместной деятельности, а часто и не желает или неспособно принимать любые решения. Руководитель с либеральным стилем общения характеризуется во взаимодействии с другими перекладыванием производственных функций на их плечи, неумением в процессе делового взаимодействия влиять на ее результат, старается избежать любых инноваций. О люди ну-либерал а можно сказать, что она в общении «плывет по течению», часто уговаривает своего собеседника. В конце концов, за либерального стиля взаимодействия типичной становится ситуация, когда активны и творчески сориентированы сотрудники начинают использовать рабочее место и время для деятельности, не связанной с общим делом. Для описания указанных стилей используются и другие названия: директивный (командно-административный, авторитарный, при котором человек во взаимодействии с другими является сторонником единоначалия, подчинения их собственной воли, своим приказам, правилам, инструкциям, коллегиальный (демократический, за которого человек учитывает в общении самостоятельность, инициативность, активность других, доверяет им), либеральный (за которого человек практически не управляет ситуацией общения, не проявляет коммуникативных способностей, потворствует прочим, проблему если и обсуждает, то формально. Как видим, у каждого человека складываются определенные стереотипы взаимодействия с другими, которые и определяют ее стиль общения. Известная ряд исследований, в которых указывается на определенный связь между стилем общения, типу поведения человека, его отношением к деятельности и социокультурных особенностями взаимодействия: • стиль отражает устоявшиеся способы деятельности определенного типа человека; он тесно связан с психологическими особенностями его мышления, принятия решений, проявления коммуникативных свойств и т.п.; • стиль общения не является врожденной качеством, а формируется в процессе взаимодействия и изменяется, поэтому его можно корректировать и развивать; • описание и классификация стилей общения определенной степени воспроизводят содержанию характеристики деловой сферы: специфика поставленных задач, отношений и т.д.; • социально-экономические, политические, социально-психологические и другие внешние факторы влияют на характер формирования стиля общения; • стиль общения обусловлен культурными ценностями ближайшего среды, его традициями, устоявшимся нормам поведения и т.д. Относительно последней особенности, то здесь речь идет о связи стиля общения с национальной культурой. Практика межличностные взаимодействия показывает, что стили общения, которые являются эффективными в одной культуре, могут не срабатывать в другой. Особенно это касается деловой сферы. Поэтому при установлении деловых контактов следует учитывать тот факт, что деловые люди, воспитанные в разных национальных традициях и условиях, придерживаются и разных мнений относительно поведения и налаживания социальных контактов. Стиль общения имеет как объективную, так и субъективную основу. С одной стороны, он зависит от моральных норм, социокультурных, социально-экономических и политических факторов, сложившейся системы отношений, а с другой, - от личностных особенностей человека. В сфере управления на сегодня действует несколько подходов к анализу стилей руководства, а отсюда - и стилей общения, связанных с определенным соотношением субъективного и объективного в процессе установления деловых контактов. Относительно первого подхода, то он опирается преимущественно на структуру личностно-деловых качеств руководителя. То есть каждый руководитель представляет собой индивидуальность в том смысле, что имеет неповторимое сочетание проявления отдельных структурных компонентов личностно-деловых качеств. В соответствии с данным подходом созданы две классификации: на основе первой выделяют структуры «руководитель - политический лидер», «специалист», «организатор», «наставник», «товарищ», которые в идеальной системе управления гармонично сочетаются, а на основе второго - в процессе управления применяются авторитарный, коллегиальный и либеральный стили руководства. Нужного эффекта можно достичь в том случае, если руководитель умеет применять стиль, адекватный ситуации. Что касается второго подхода, то он опирается на объективные факторы в управлении, в связи с чем различают деловой, компанейский и кабинетный стиле. В зависимости от направленности личности стиле общения делятся на: исполнительный (ориентация человека на официальную субординацию и межличностные контакты) и инициативный (ориентация человека на дело и на себя). Когда собеседник стремится достичь Успеха в общении и деятельности, контролируя других, его стиль называют агрессивным. Если в разговоре человек сохраняет эмоциональную дистанцию, независимость в общении, ее стиль характеризуют как отчуждены. Выделяют также альтруистические (желание помогать другим), манипулнтивний (достижения собственных целей), миссионерский (осторожный воздействие на другого) стили общения. В условиях, когда партнер по общению проявляет внимание к другому партнеру, его стиль считают внимательным. Внимательный стиль общения может иметь следующие признаки: высказывания благодарности другому в тактичный форме, проявление внимания к личностных проблем собеседника, умение выслушать партнера и посочувствовать ему, готовность прийти на помощь и т.д. В современной деловой сфере общения получил распространение так называемый трансформационный стиль. Деловые люди, исповедующие этот стиль, обращаются до высоких идеалов и моральных ценностей собеседников, стимулируя их изменять предварительные цели, потребности и старание. Способы общения и поведение деловых людей строятся таким образом, чтобы продемонстрировать свою уверенность в разговоре, быть примером для подчиненных, вдохновить их на достижение поставленных целей. В целом стиль общения обычно остается постоянным при определенных ситуаций, но если меняются обстоятельства, то возможны адаптация, переход до другого стиля или комбинация стилей. Большинство людей имеют доминирующий стиль, а также один или несколько запасных, которые проявляются тогда, когда невозможно применить основной. Вместе с тем ни один из названных здесь стилей общения не является универсальным. В одних случаях эффективным может быть альтруизм, консультирование или манипулирование, при иных обстоятельствах - делегирование, отчуждение или авторитаризм. Для характеристики особенностей общения в социальной психологии используют также понятие «тип общения». Известными и описанными в научной литературе имеются следующие типы: • менторский тип общения, который зиждется на принципе строгого подчинения одного собеседника другому, ориентированный на поучение, инструктаж. В наше время обновления и демократизации общественной жизни, гуманизации отношений для участников взаимодействия особенно неприемлемым становится такой тип общения, ведь он подавляет активность одного из собеседников, становится причиной негативного отношения друг к другу, приводит к ухудшению морально-психологического характера отношений; • «информативный» тип общения, направленный на передачу определенной информации. «Информативный» общения в современном коммуникативном процессе не является достаточно эффективным, ведь простая ретрансляция информации приводит к пассивной его восприятие, не создает условий для обмена мнениями, самостоятельного поиска путей решения проблем на основе научной методологии; • «вдохновлено» общения считается настоящим показателем высокой культуры контактов. Этот тип общения, характерный для демократического стиля взаимодействия, отличается активной соучастия каждого из участников коммуникативного процесса, умением партнеров проявлять требовательность одновременно со справедливостью, умением поддерживать разговор, слушать оппонента и т.д. Именно поэтому принципами такого типа общения является взаимозаменяем, взаимопомощь, сотрудничество и диалог; • «конфронтационные» тип общения, который сейчас становится дидактические необходимым, поскольку располагает к дискуссии, диалога с оппонентами. Одновременно только человек способен выражать и закреплять в словах и жестам содержание своих чувств и мыслей, называть ими различные явления и предметы. Благодаря этому она создает определенный коммуникативный пространство, в котором объединяются, сосуществуют ее внутренний, духовный мир и мир внешний, объективный. Обычно различают вербальные и невербальные средства общения. Основным, универсальным вербальным средством человеческого общения является язык (устный и письменный). Язык - это основа культуры народа, безграничный неисчерпаемый океан общечеловеческого опыта. Подчеркивая значение языка в человеческой жизни, народная мудрость ставит ее рядом с другими безусловными ценностями, такими как свобода, добро и др. Родной язык как средство общения, связывает нас не только с нынешними, но и с прошлыми и грядущими - всеми поколение нашего народа. Именно поэтому пока существует язык - живет и народ. ее же исчезновение привело бы к потере исторической памяти и исчезновение нации, растворения ЕЕ среди других человеческих сообществ. Конечно, знать не только свою, но и другие языки - значит иметь доступ К культурных традиций других народов, намного расширить границы своего общения. Известно, что никакой, даже самой перевод не сможет передать всю гамму чувств и мыслей, воплощенных в произведениях Гомера, Вергилия, Данте, Шекспира, Бальзака, Пушкина и других выдающихся мастеров слова, благодаря которым происходит общение и взаимообогащение разных национальных культур на протяжении столетий и даже тысячелетий. Так что не случайно столько вдохновенных поэтических строк в мировой и украинской литературе посвящается именно родном языке, почтению и воспевания ее величия и красоты. Язык является явлением не только лингвистическим, но и психологическим, эстетическим и общественным. Именно поэтому люди издавна замечали разнообразные качества языка и пытались объяснить их, используя такие слова, как «правильный», «красивая», «доступная» и др. Например, Цицерон считал, что оратор только тогда вызовет восхищение слушателей, когда его речь будет чистой, понятной и красивой. Во время общения язык развивается и совершенствуется. Итак формой ее существования является вещания, т.е. акт использования индивидом языка для общения. Чтобы четче осознать коммуникативные качества речи и мышления, необходимо выяснить, с чем соотносится она и как это соотношение можно использовать для описания всей гаммы тех смыслов общения, которые в ней скрыты. Прежде всего речь соотносима с человеком, поэтому она должна быть доступной как для того, кто говорит, да 'для получателя информации. Наиболее является факт соотношения языка со знаковым механизмом общения. Однако эта очевидность еще не означает того, что мы видим и понимаем все составляющие этого соотношения. Речь идет о том, что речь построена из совокупности и системы знаковых единиц общения, подчиняется законам этой системы, но она не равна ей. В языке знаковые единицы общения получают выбор, повторение, размещение комбинирования и трансформации. То есть тот, кто говорит или пишет вынужден самыми задачами и возможностями коммуникации осуществлять выбор, повторения, размещения, комбинирования и трансформацию из большого количества слов и других единиц тех из них, которые соответствуют ситуации речи. Возникают вопросы: Каким образом эти действия отражаются на коммуникативных свойствах языка и того, кто ею в настоящее время пользуется? Может ли тот, кто говорит, убедить собеседника с помощью выбранной системы знаковых единиц общения? Могут ли достичь цели общения собеседники, что выбрали определенный знаковый механизм общения? Каким образом комбинация и трансформация языковых знаков влияет на результат общения? В ответах на поставленные вопросы кроется имеющийся связь коммуникативных качеств речи человека с ее правильностью (соблюдение норм литературного языка), чистотой (отсутствие посторонних литературном языке слов) и богатством (применение различных языковых знаков), которые в свою очередь является залогом эффективности общения. Постоянно связаны между собой язык и мышление: с помощью языка воспроизводится мысль человека и в речи она формируется. Это соотношения дает возможность осмыслить такие качества речи, как ее точность (значения слов соотношении с содержанием и объемом высказываемых понятий) и логичность (связь значений, свойственных словам, словосочетанием и предложением, вошедшим в структуру речи, не противоречит законам логики, законам мышление). Язык выражает и передает не только мысли, но и чувства, волю людей, те состояния сознания, которые можно назвать эстетическими переживаниями индивида. Язык, что влияет на ум, так и на эмоциональную сферу сознания, поддерживает внимание и интерес собеседника или читателя, обычно называют выразительной. И если при этом формируются конкретно-чувственные представления о действительности, то речь идет о образную речь. Неопровержимым, наконец, факт соотношения языка и условий общения, то есть места, времени, жанру, задач коммуникативного процесса. Универсальной для общения является естественная речь, с помощью которой можно выразить практически все - от неясного чувства, что зарождается, в самом идей и понятий. Живая природная язык отражает душу того лица, которое общается, она полна звуками, выигрывает красками, улыбающаяся или мрачная, незримая, как море - вся она блестят и переливается под солнцем нашего «Я». По языке человека можно определить его этническую и социальную принадлежность. Естественная речь может быть разговорным или литературной, где первая - это живой язык повседневного общения, которая не всегда соответствует общепринятым языковым нормам и вбирает в себя диалектные и жаргонные выражения, которые используются лишь в определенной местности или представителями определенной профессии или вида деятельности, а вторая -- это естественная речь, обработана мастерами слова, общепринятая в стране, она отвечает определенным нормам и является свидетельством языковой культуры. Наряду с естественным языком важным средством общения являются так называемые искусственные языки: Азбука Морзе, язык глухих, разные шифры и др. Зачастую искусственная язык используется в науке, например, различные специальные термины и понятия, математические и химические формулы, условные географические обозначения и т.п. Именно поэтому овладение языком той или иной науки является необходимым пропуском к ее храма. К искусственных языков относятся также компьютерные языки, благодаря которым происходит общение человека с компьютером и в виртуальном пространстве сети Internet. Обычно в межличностного общения используется письменная и устная речь. Письменная речь - это разновидность языка, который дает возможность общаться с собеседниками: и теми, которые являются современниками того, кто пишет, и теми, кто будет жить после него. ее роль становится решающей в тех ситуациях, где необходимы точность, ответственность за каждое слово. Для того, чтобы успешно пользоваться письменным языком, нужно постоянно обогащать свой словарный запас, ведь чем богаче и разнообразнее словарь человека, тем богаче и разнообразнее его речь. Письменная речь осуществляется в форме писания и чтения написанного. Устная речь - это разновидность речи, которое воспринимается другими собеседниками на слух. В противовес письменной, устная речь экономные, т.е. для устной передачи любой мысли необходимо меньше слов, чем для письменного. В невербального общения используется система знаков, которые отличаются от языковых средствами и формой их обнаружения. В процессе взаимодействия вербальные и невербальные средства могут усиливать или ослаблять действие друг друга. Язык невербального общения - это язык чувств, а не только жестов. Недаром говорят, что молчание - золото, а слово - серебро, т.е. молчание иногда бывает краснословнее, чем слова. Или, например, взгляд глазами: с его помощью осознается тот пласт информации и те особенности общения, которые вербально языке трудно передать. Итак, можно согласиться с В. ЛАБУНСКИЙ которая подчеркивает сложности феномена, каким является понятие «невербального общения». Определяя его, ученый понимает под ним такой вид общения, для которого является характерным использование в качестве основного средства передачи информации, организации взаимодействия, формирования образа, понятия о партнере, осуществления влияния на другого человека невербального поведения и не-вербальных коммуникаций. Из этого следует, что невербальные средства не только полифункциональные, но и являются предметом рассмотрения в различных направлениях психологии общения: как коммуникативный феномен, как предмет социальной перцепции (от лат. Perceptio - восприятие), как вид взаимодействия. Понятие «невербального общения» является более широким по понятие «невербальные коммуникации» и «невербально поведение». В свою очередь понятие «невербально поведение» более широкое, чем «невербальные коммуникации». Определяя понятие «невербальные коммуникации», исследователь обращает внимание на то, что оно представляет собой систему символов, знаков, жестов, используемых для передачи того или иного сообщения, которые в той или иной степени отчуждены и независимые от психологических и социально-психологических свойств человека, имеют достаточно четкое круг значений и могут быть описаны как лингвистические знаковые системы. Что касается понятия «невербально поведение», то оно, как и поведение в целом, представляет собой сочетание индивидуумных, личностных форм поведения с групповыми, социокультурной, для него характерна единство неинтенциональных (от лат. Intentio - стремление, порыв, направленность мышления, сознания на какой-нибудь предмет), неконвенциональных (от лат. conventio - сделка, договор), неусвидомлюваних движений с осознанными, направленными, такими, которые имеют четкие семантические границы. Основа невербального поведения основывается на различных движениях (жесты, экспрессия лица, выражение глаз, позы, интонционально-ритмические характеристики голоса, прикосновения), которые связаны с изменениями психических состояний человека, его отношением к партнеру, с ситуацией взаимодействия и общения. Речь идет об индивидуальном невербальном поведении и невербальном поведении группы лиц, которая фиксируется как совокупность невербальных интеракций (от англ. Interaction - взаимодействие). Почвой для возникновения невербальной интеракции служат механизмы согласования, подстройки, переноса программ невербального поведения.

lancom2: !ВЗКД "Спокойная реакция («silent abreaction»)" Показания: чувство ненависти, и ярости. 1. Якорь диссоциации «Представьте себя в приятной ситуации. Представь себе, что ты сидишь в кинотеатре, и что там показывают фильм о ... (твоих каникулах). Обрати внимание на то, какая на тебе одежда, где ты находишься…» Создай аудио и кинестетический якорь для диссоциации. Протестируй этот якорь. Поиск и заякорение ресурсов «Вспомни ситуацию, в которой ты был сильным, отважным, хитроумным, находчивым и невозмутимым...» Создайте аудио и кинестетические якоря для этих ресурсов. Клиент может попробовать отождествить себя с человеком, выступающим в качестве модели, который располагает необходимыми ресурсами: Кассиус Клей, Антон Гезинк, Джеймс Бонд, Брюс Ли... 2. Декор «Представь себя, располагающего ресурсами, в месте, которое годится для того, чтобы рассчитаться со своим обидчиком Х, на которого направлена ненависть. Это место называется «декором…» 4. Встреча «Представь себя, располагающего ресурсами, в декоре, сидящего между тем вместе со мной (НЛ-Программистом) в кинотеатре. Откуда должен появиться человек Х, на которого направлена твоя ненависть? Посмотри на человека Х и на себя, представь себе, что ты делаешь все, что необходимо, чтобы проучить человека Х…» Проверьте клиента методом калибровки. Стимулируйте клиента действовать до тех пор, пока он не будет абсолютно удовлетворен. Обратите внимание: чувство вины может, при этом, мешать клиенту; в этом случае дай ему понять, что это чувство у него ложное. В большинстве случаев клиент останавливается из чувства жалости; это весьма благоприятно. Тем самым у него появляется желание обнаружить в поведении человека X положительные намерения. 5. Тестирование. «Представь себе, что ты снова встречаешься с человеком X. Как пройдет эта встреча?..» Если реакция клиента будет спокойной, чувство ненависти может исчезнуть. Это дает возможность продолжать работу с другими паттернами (техниками). http://renatus.eu/

lancom2: Существует огромная разница между изучением каких-то вещей и обнаружением того, чему еще можно научиться. Ричард Бэндлер "Используйте свой мозг для изменений" ЧТО ТАКОЕ НЛП Что такое мир, в котором ты живешь? Это твой город, улица, дом, квартира, комната, монитор, на котором написаны эти слова. Это соседи, друзья, коллеги, однокурсники, или близкие тебе люди. Это эмоции и образы, которые возникают и исчезают при чтении этих предложений. Это твои мысли о том, как устроен этот мир и каким он должен быть. Мир – это весь твой прошлый, настоящий и будущий опыт и то, что находится за пределами этого опыта. НЛП – это язык описания этого мира, дающий возможность понять, что он из себя представляет, что происходит, кто ты в этом мире, собственные потребности и желания, то, что необходимо для реализации того, что ты хочешь и как это сделать. НЛП – это совокупность языков описания опыта, позволяющих подобрать персональный язык общения, как к каждому человеку, так и к самому себе, и, следовательно, умение наладить удовлетворяющие и гармоничные взаимоотношения между ними. НЛП – это начало понимания того, что на самом деле означает понимать себя и других людей. Люди больше времени трятят на обучение пользованию кухонной печью, чем собственными мозгами. Так принято, что особый акцент на целенаправленном использовании вашего мышления иными способами, чем вы уже это делаете - отсутствует. Ричард Бэндлер "Используйте свой мозг для изменений"




полная версия страницы