Форум » ПУТЬ САМОПОЗНАНИЯ И САМОРАЗВИТИЯ » Состояния сознания. » Ответить

Состояния сознания.

lancom2: Сознание – высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности. Функция сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. В сознание человека включено определенное отношение к окружающей среде, к другим людям. Выделяют следующие свойства сознания: построение отношений, познание и переживание. Отсюда непосредственно следует включение мышления и эмоций в процессы сознания. Действительно, основной функцией мышления является выявление объективных отношений между явлениями внешнего мира, а основной функцией эмоции – формирование субъективного отношения человека к предметам, явлениям, людям. В структурах сознания синтезируются эти формы и виды отношений, и они определяют как организацию поведения, так и глубинные процессы самооценки и самосознания. Реально существуя в едином потоке сознания, образ и мысль могут, окрашиваясь эмоциями, становиться переживанием. Сознание развивается у человека только в социальных контактах. В филогенезе сознание человека развивалось и становится возможным лишь в условиях активного воздействия на природу, в условиях трудовой деятельности. Сознание возможно лишь в условиях существования языка, речи, возникающей одновременно с сознанием в процессе труда. И первичным актом сознания является акт идентификации с символами культуры, организующий человеческое сознание, делающий человека человеком. За вычленением смысла, символа и идентификацией с ним следует выполнение, активная деятельность ребенка по воспроизведению образцов человеческого поведения, речи, мышления, сознания, активная деятельность ребенка по отражению окружающего мира и регуляции своего поведения. Выделяют два слоя сознания (В.П.Зинченко). I. Бытийное сознание (сознание для бытия), включающее в себя: 1) биодинамические свойства движений, опыт действий; 2) чувственные образы. II. Рефлективное сознание (сознание для сознания), включающее в себя: 1) значение; 2) смысл. Значение – содержание общественного сознания, усваиваемое человеком. Это могут быть операционные значения, предметные, вербальные значения, житейские и научные значения – понятия. Смысл – субъективное понимание и отношение к ситуации, информации. Непонимание связано с трудностями осмысления значений. Процессы взаимной трансформации значений и смыслов (осмысление значений и означение смыслов) выступают средством диалога и взаимопонимания. На бытийном слое сознания решаются очень сложные задачи, так как для эффективного в той или иной ситуации поведения необходима актуализация нужного в данный момент образа и нужной двигательной программы, т.е. образ действия должен вписываться в образ мира. Мир идей, понятий, житейских и научных знаний соотносится со значением (рефлективного сознания). Мир производственной, предметно-практической деятельности соотносится с биодинамической тканью движения и действия (бытийного слоя сознания). Мир представлений, воображений, культурных символов и знаков соотносится с чувственной тканью (бытийного сознания). Сознание рождается и присутствует во всех этих мирах. Эпицентром сознания является сознание собственного "Я". Сознание: 1) рождается в бытии, 2) отражает бытие, 3) творит бытие. Функции сознания: отражательная, порождающая (творчески-креативная), регулятивно-оценочная, рефлексивная функция – основная функция, характеризует сущность сознания. В качестве объекта рефлексии могут выступать: отражение мира, мышление о нем, способы регуляции человеком своего поведения, сами процессы рефлексии, свое личное сознание. Бытийный слой содержит в себе истоки и начала рефлективного слоя, поскольку значения и смыслы рождаются в бытийном слое. Выраженное в слове значение содержит: 1) образ, 2) операционное и предметное значение, 3) осмысленное и предметное действие. Слова, язык не существуют только как язык, в них объективировались формы мышления, которые нами и овладевают через использование языка.

Ответов - 2

lancom2: Сознание и подсознание. В зоне ясного сознания находит свое отражение малая часть одновременно приходящих из внешней и внутренней среды организма сигналов. Сигналы, попавшие в зону ясного сознания, используются человеком для осознанного управления своим поведением. Остальные сигналы также используются организмом для регулирования некоторых процессов, но на подсознательном уровне. Осознание затрудняющих регуляцию или решение задачи обстоятельств способствует нахождению нового режима регулирования или нового способа решения, но как только они найдены, управление вновь передается в подсознание, а сознание освобождается для разрешения вновь возникающих трудностей. Эта непрерывная передача управления, обеспечивающая человеку возможность решать все новые задачи, опирается на гармоничное взаимодействие сознания и подсознания. Сознание привлекается к данному объекту только на короткий интервал времени и обеспечивает выработку гипотез в критические моменты недостатка информации. Большая часть процессов, протекающих во внутреннем мире человека, им не осознается, но в принципе каждый из них может стать осознанным. Для этого нужно выразить его словами – вербализировать. Выделяют: подсознательное – те представления, желания, действия, устремления, которые ушли сейчас из сознания, но могут потом прийти в сознание; собственно бессознательное – такое психическое, которое ни при каких обстоятельствах не становится сознательным. Фрейд считал, что бессознательное – это не столько те процессы, на которые не направляется внимание, сколько переживания, подавляемые сознанием, такие, против которых сознание воздвигает мощные барьеры. Человек может прийти в конфликт с многочисленными социальными запретами, в случае конфликта у него нарастает внутренняя напряженность и в коре головного мозга возникают изолированные очаги возбуждения. Для того, чтобы снять возбуждение, нужно прежде всего осознать сам конфликт и его причины, но осознавание невозможно без тяжелых переживаний, и человек препятствует осознанию, эти тяжелые переживания вытесняются из области сознания. Для исключения такого болезнетворного влияния необходимо осознать травмирующий фактор и переоценить его, ввести его в структуру других факторов и оценок внутреннего мира и тем самым разрядить очаг возбуждения и нормализовать психическое состояние человека. Только такое сознание устраняет травмирующее воздействие "неприемлемой" идеи или желания. Заслуга Фрейда в том, что он сформулировал указанную зависимость и включил ее в основу терапевтической практики "психоанализа". Психоанализ включает поиск скрытых очагов в коре мозга, возникающих при вытеснении неприемлемых желаний, и осторожную помощь человеку в сознании и переоценке тревожащих его переживаний. Психоанализ включает поиск очага (его вспоминание), вскрытие его (перевод информации в словесную форму), переоценку (изменение системы установок, отношений) переживания в соответствии с новой значимостью, ликвидацию очага возбуждения, нормализацию психического состояния человека. Только переводя неосознанные импульсы в сознание, можно достигнуть контроля над ними, приобретая большую власть над своими поступками и повышая уверенность в своих силах. Итак, сознание как внутренняя модель, отражающая внешнюю среду человека и его собственный мир в их стабильных свойствах и динамических взаимоотношениях, помогает человеку эффективно действовать в реальной жизни.

lancom2: По сути, бессознательное, это термин НЛПеров, хотя поговаривают, что он пошёл от Юнга, как в сущности и есть. Лично нам ближе термин «подсознание». Подумайте, вот, если исходить из семантического значения слов, что такое бессознательное? Это нечто БЕЗ сознания, находящееся чёрт знает где. Правда за такую трактовку мы рискуем получить по шее как и от сторонников психоанализа, так и от сторонников нлп. Но дело в том, что шея у нашего подсознания такая, что об неё можно сломать бессознательные шеи и сторонников психоанализа, и сторонников нлп, и различных других сторонников, поэтому мы не боимся на подсознательном уровне, а на сознательном, мы и вовсе смелые. Так вот, в противоположность термину «бессознательное», термин «подсознание», можно трактовать как нечто, лежащие под вашим сознанием, лишённое или относительно лишённое вашего осознания. Вы улавливаете разницу? Рекомендуем потратить время и уловить её, как на осознанном уровне, так и на уровнях бессознательного и подсознания. Кстати, к слову, мы не утверждаем, что этого самого бессознательного не существует вовсе – конечно существует! Мы всего-лишь говорим о том, что нам более интересно коммуницировать с подсознанием, нежели с бессознательным. По нашему мнению, это просто разные уровни. И подсознание на уровень выше. Именно поэтому мы предпочитаем использовать термин «подсознание». Мы хотим обращаться к своему тому, что лежит под моим сознанием, нам не нужно бессознательное, оно полностью бессознательно, поэтому, для моих целей, совершенно непригодно. Вообще, опять же, термин-то нлперский, может быть, специально так назвали – бессознательное? А то назовёшь подсознание, так всегда найдётся какой-нибудь энтузиаст, который туда залезет. А в бессознательное, залезай, не залезай, там сознания нет и не было, поэтому лазайте, господа, сколько угодно, всё равно толку не будет. Вообще, мы пришли к выводу, что термин «подсознание» наиболее эффективен и несёт больше энергии, чем термин «бессознательное». С другой стороны – как можно переделать бессознательное – оно как было бессознательным, так и осталось. Таким образом, различные гуру обезопасили себя и собственное подсознание от орды ищущих учеников: - Ребята! Все ответы ищите в бессознательном. - А мы найдём, о учитель? - Ну… вы пока поищите… Вот и ищут. Успехов им в этом безнадежном предприятии. Кстати, при работе с энергетическими источниками и энергетическими полями в целом мы крайне рекомендуем вам пользоваться не только сознательной структурой для отработки приведенных упражнений, но и с удовольствием взвалить часть работы на своё подсознание, которое возможно развито у вас лучше сознания. Вообще, это большая тема и более подробно мы будем рассматривать её ниже, в статье про обучение - как именно следует использовать сознательные процессы и процессы подсознания для того, чтобы обучаться наиболее эффективно, в контексте овладевания не смысловыми, а энергетическими навыками. Там подробно рассматриваются методики, которые вы можете использовать для обучения не только по нашей программе, но и для обучения ВАМ нужным навыкам как в энергетической, так и в смысловой структуре. Кстати, доктор Ричард Бэндлер не раз говорил, что самая главная наука - это учиться обучению. Не можем с ним в этом не согласиться. Вообще, следует отметить, что в большинстве случаев обучение через подсознание эффективнее и быстрее, чем обучение через сознание. Это определяется тем, что подсознание - структура намного более мощная, чем сознательный разум, таким образом, если ему не мешать, то оно сможет запустить весь процесс вашего обучения в рекордно короткие сроки с максимальным качеством. Вообще, скоро мы планируем выпустить книгу, где процесс обучения будет вестись исключительно через подсознание, таким образом, чтобы внедрить обучающемуся не только определённые установки в подсознание, но и определённым способом способствовать его развитию на энергетическом уровне восприятия. Информация - это энергия, поэтому, снабжая читающего определённой информацией, мы снабжаем его и определённой энергетической структурой. Таким образом, снабжая читающего определённой информацией, мы снабжаем его и энергией. Кроме того, снабжая читающего энергией, мы, зная о энергетических процессах не по наслышке, сделали так, чтобы в сознание и в подсознание читающего, вставлялись определённые энергетически-информационные векторы восприятия, следуя по которым читатель и в частности его сознание будет лучше усваивать приведённую информацию.



полная версия страницы